Показатель заболеваемости в Екатеринбурге составляет 1,8% населения, то есть диагноз «ВИЧ» есть практически у каждого 50-го екатеринбужца.
Чтобы рассказать о ситуации с ВИЧ в Пермском крае, публикуем интервью газеты «В курсе» с руководителем Пермского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИД инфекционными заболеваниями Евгением Сармометовым. Данные, упомянутые в интервью, актуальны на 2 ноября 2016 года.
— Евгений Валерьевич, часто в СМИ появляются заголовки вроде «В России эпидемия СПИДа». Это действительно так? В Пермском крае в частности.
— Тут надо понимать, что такое эпидемия. В случае с ВИЧ есть единственный показатель, который признан ВОЗ, — это когда среди всех беременных женщин на конкретной территории больше одного процента ВИЧ-инфицированные. В таком случае считается, что это эпидемия. В России сейчас этот показатель на уровне 0,8–0,9, в Пермском крае — 1,6%. То есть мы на пороге эпидемии, входим в десятку территорий по РФ с самыми высокими показателями заболеваемости.
— С чем связан такой уровень заболеваемости? Есть мнение, что в том числе с тем, что в Прикамье много тюрем…
— Нет, необязательно. Давайте посмотрим, какие территории в этом плане впереди: Кемерово, Свердловск, Томск, Челябинск, Самара, Оренбург и т. д. Это крупные, промышленно развитые города с высокой плотностью населения. Там есть спрос на наркотики, есть на что их покупать, и есть сеть для их распространения. Что же касается тех, кто находится в учреждениях ГУФСИН, да, там около 17 % ВИЧ-инфицированных. Это много. И это потому, что наркоманы. Они поступают в ГУФСИН уже ВИЧ-инфицированными. Главным фактором всё равно остаются наркотики. Сегодня 70–80% ВИЧ-инфицированных крутится вокруг наркопотребления. Хотя сейчас и половой путь становится более распространённым, что говорит о том, что инфекция начинает выходить за пределы группы употребляющих наркотики.
— Я посмотрела статистику. Что меня удивило — не слишком молодой средний возраст ВИЧ-инфицированного — 33 года. В действительности каков портрет среднего ВИЧ-инфицированного сегодня?
— Да, ещё в 2005 году средний возраст был 26 лет. Повысился он по естественным причинам: основная масса заболевших была инфицирована в начале 2000-х годов, когда молодёжь массово подсаживалась на наркотики. И сейчас они просто повзрослели, с ВИЧ можно жить долго, особенно на терапии. Сегодня портрет нашего среднестатистического пациента — это мужчина 32-33 лет, у него начальное или среднее специальное образование. Этот мужчина работает, у него даже есть семья. И у него стаж заболевания ВИЧ около четырёх-пяти лет. На сегодня он уже не употребляет наркотики.
— По статистике какова причина обращения человека для сдачи анализа? И на какой стадии?
— Вот тут у нас статистика не очень хорошая. С каждым годом доля ВИЧ-инфицированных на самых тяжёлых стадиях — 4А и 4Б — среди свежевыявленных увеличивается. То есть вирус выявляется у них лишь тогда, когда болезнь входит в терминальную стадию. У человека появляются проблемы со здоровьем — с сердцем, желудком, печенью, и он обращается за помощью в медучреждение. Начинают лечить, забирают кровь… Бах! У него ВИЧ. А эти заболевания говорят о том, что вирус уже своё дело сделал — присоединились сопутствующие болезни. В прошлом году около 35% ВИЧ-инфицированных были выявлены при обращении за медицинской помощью. Это каждый третий из выявленных.
— Есть у нас, например, диспансеризация. Почему бы терапевту, который принимает пациента, не предлагать ему сдать анализы на ВИЧ?
— Во-первых, это затратно для лабораторий. Потом вопрос кадров, их соответствующей подготовки. Человеку, сдающему анализы, надо провести консультацию до и после исследований. Делать это вот так поголовно: пришёл, сдал кровь, потом пришёл к терапевту, а он тебе говорит: «Вы ВИЧ-инфицированы, шуруйте дальше» — это очень опасно.
Есть ещё существенный момент — диспансеризацию, как правило, проходят нормальные, социально адаптированные люди, которые заботятся о своём здоровье. И среди них априори намного меньше ВИЧ-инфицированных. Например, у нас в крае в лидерах по количеству ВИЧ-инфицированных Краснокамск. Горит по всем статьям. Мы предложили их администрации проверить предприятия. Предприятия согласились, мы обследовали работников. Конечно же, добровольно. И не выявили ни одного ВИЧ-инфицированного. Почему? Предприятия ГОЗНАКа, мясокомбинат, завод металлических сеток — сильные, с хорошей зарплатой. Туда просто так не попадешь. А все наши потенциальные клиенты работают в киосках, каких-нибудь маленьких ИП, подрабатывают на рынке. И они не ходят на диспансеризацию. Если анализы на ВИЧ предлагать в рамках диспансеризации, то это — как из пушки по воробьям.
— Сколько лет сегодня можно прожить на терапии, если у тебя ВИЧ-инфекция?
— Сегодня, по данным ВОЗ, если человек, условно говоря, инфицируется в 20 лет, но изменяет свой уклад жизни, перестаёт колоться, встаёт на учёт к врачу, начинает принимать терапию, он может дожить до 73 лет. У нас есть прекрасные примеры людей, живущих на терапии, она, кстати, для пациентов бесплатная и очень хорошая. Эти люди социально адаптированы, работают преподавателями, даже в университете, очень много среди них адвокатов, людей из силовых структур, медицинских работников. Конечно, когда человек узнаёт свой диагноз, он может долго пребывать в шоке. Но с ним общаются психологи и соцработники, убеждают его, что всё не так плохо. Просто была жизнь до и будет жизнь после. Да, у вас будут ограничения, но если вы будете их соблюдать, то вы будете жить долго, счастливо, иметь детей. У нас есть ВИЧ-инфицированные пары, которые имеют по три-четыре ребёнка, и эти дети здоровы.
Три важных вопроса о ВИЧ
— Как он проявляется?
— У ВИЧ-инфекции нет симптомов. Но есть один признак — в момент, когда вирус адаптируется в организме, необъяснимая лихорадка. У человека нет ОРВИ, гриппа, но его лихорадит. Появляется слабость, потливость, пропадает аппетит, снижается вес. Адаптация вируса происходит после периода окна — через три–шесть месяцев после заражения. Кроме того, конечно, нужно обследоваться также спустя три–шесть месяцев, если была беспорядочная половая связь. И если был опыт внутривенного употребления наркотиков.
— Что нужно, чтобы сдать анализы?
— В Перми проще всего прийти в СПИД-центр на Свиязева, 21. Здесь нужно оформиться через регистратуру, по направлению сдать анализы здесь же в лаборатории. Для этого нужен паспорт. Можно сдать анализы и анонимно, но тогда пациенту не выдадут официальный бланк с диагнозом, а лишь озвучат его.
— Как сдаются анализы?
— Анализы сдаются дважды: через три месяца после предполагаемого заражения и через ещё три месяца. Дело в том, что в период окна вирус не определяется, а он длится до шести месяцев. Если результаты второго обследования будут отрицательными, то можно будет выдохнуть и больше никогда не позволять себе ситуаций, которые могут привести к заражению.
СПРАВКА
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека — поражает клетки иммунной системы, в результате чего развивается синдром приобретённого иммунодефицита, то есть «ломается» иммунитет. Человек перестаёт быть защищенным от разного рода заболеваний. Без врачебного вмешательства они убивают человека в среднем через десять лет. ВИЧ передаётся через биологические жидкости. Переносится из организма в организм через кровь: при внутривенном введении наркотика или использовании грязного шприца в медицинских учреждениях (редко), а также во время незащищенного полового контакта — через сперму, предъэякулят, вагинальный и цервикальный секрет. Также ВИЧ передаётся с грудным молоком.
ЦИФРЫ
С момента регистрации первого случая в Прикамье было выявлено 28632 человека с ВИЧ, сейчас в крае проживают 24243 человека с этим диагнозом.
За 10 месяцев 2016 года в Пермском крае было выявлено 2651 новый случай ВИЧ-инфекции (1565 мужчин и 1086 женщин), из них 1216 — непосредственно в Перми. Неблагополучными территориями Прикамья продолжают оставаться Краснокамск — показатель заболеваемости за 10 месяцев 2016 года здесь составил 169,3 на 100 тысяч населения, с 1 января по 1 ноября здесь выявлено 125 новых ВИЧ-инфицированных; Березники — здесь показатель равен 154,1 на 100 тысяч населения, в 2016 году выявлено 226 случаев; Карагайский район — 139,5 на 100 тысяч населения (выявлено 30 новых случаев).
За 10 месяцев в крае ВИЧ-инфекция была выявлена у 15 малышей из 428 родившихся от ВИЧ-инфицированных женщин. За девять месяцев 2016 года в Прикамье умерло 566 ВИЧ-инфицированных.