Телефон ЕДДС:
+7(34248) 4-14-22, 112

АНАЛИЗ 2015

АНАЛИЗ

 действий подразделений пожарной охраны и граждан по борьбе с пожарами на территории Пермского края за 1-е полугодие 2015 года

Обстановка с пожарами и последствиями от них

Пермский край.

В Пермском крае обстановка с пожарами характеризовалась следующими основными показателями:

зарегистрировано 1107 пожаров (АППГ – 1193 (- 7 %));

при пожарах погибло 148 человек (АППГ – 146 (+ 1,4 %)), в том числе 12 детей (АППГ 3 (рост в 4 раза));

при пожарах получили травмы 115 человек (АППГ – 122 (- 5,7 %));

причинен прямой материальный ущерб в размере 29,7 млн. рублей (АППГ – 29,9 млн. рубля (- 0,7%));

спасено на пожарах, загораниях 735 человек (АППГ –1 029 (- 28,5 %));

спасено материальных ценностей на сумму более 1 млрд. рублей (АППГ – 1,1 млрд. рублей (- 9 %));

 

Ежедневно в Пермском крае происходило 6 пожаров, на каждом 8 пожаре погибал человек, на каждом 9 пожаре получал травму человек, материальный ущерб от одного пожара в среднем составлял 26,8 тысяч рублей.

Пожары, произошедшие за 1-е полугодие 2015 года, распределились по объектам следующим образом (график № 1 «Показатели распределения пожаров по объектам»):

жилой сектор –561 пожар (АППГ – 628 (- 10,7 %)), ущерб составил 17,4  млн. рублей (АППГ -19,7 млн.  рублей (- 11,6 %)). В огне погибло 120 человек (АППГ – 123 человека (- 2,4 %)), травмировано 70 человек (АППГ – 59 (+15,8 %));

на транспорте – 156 случаев (АППГ – 175 (-5,4 %)), ущерб составил 4,4 млн. руб. (АППГ – 8,1 млн. руб. (- 45,7 %)). В огне погиб 1 человек (АППГ – 2), травмировано 3 человека (АППГ – 4);

сараи, гаражи, бани, надворные постройки – 143 пожара (АППГ – 142 пожара (+ 0,7 %)), ущерб составил 2,2 млн. рублей (АППГ – 1,8 млн. рублей (+ 18,2 %)). В огне погибло 5 человек (АППГ – 4 (+ 20 %)), травмировано 4 человека (АППГ – 3 (+ 25 %));

в торговых помещениях (базы, склады, магазины) –19 пожаров (АППГ – 30 (-36,7 %)), ущерб составил 360 тыс. рублей (АППГ – 700 тыс. рублей (- 48,6 %)), погибло - 1 человек (АППГ - 1), травмировано - 1 человек (АППГ - 1);

прочие объекты – 98 пожаров (АППГ – 113 пожаров (- 13,3 %)), ущерб составил 1,1 млн. рублей (АППГ- 548 тыс. руб. (+ 50,2 %)). В огне погибло 7 человек (АППГ – 12 (- 41,7 %)), травмировано 32 человека (АППГ – 53 (- 39,6 %));

 

 

 К основным причинам возникновения пожаров относятся:

НППБ при эксплуатации электросетей и электрооборудования – 191 пожар (АППГ -  256 пожаров (- 25,3 %));

неосторожное обращение с огнем – 219 пожаров (АППГ – 223 пожара (- 1,8 %));

нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 169 пожаров (АППГ – 186 пожаров (- 9,1 %));

поджоги – 137 пожаров (АППГ – 130 пожаров (+ 5,1 %));

неосторожность при курении – 157 пожаров (АППГ – 143 пожара (+ 8,9 %));

нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств – 3 пожара (АППГ – 7 пожаров (- 57,1 %));

нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных и огневых работ – 15 пожаров (АППГ – 12 пожаров (+ 20 %));

неосторожное обращение с огнем детей – 8 пожаров, (АППГ – 12 пожаров (- 33% ));

НППБ при эксплуатации бытового газа, керосина, бензина – 10 пожаров (АППГ – 16 пожаров (- 37,5 %));

прочие – 10 пожаров (АППГ – 8 пожаров (+ 20 %)) и т.д. (график № 2 «Основные причины возникновения пожаров»).

По месяцам возникновения пожары распределились следующим образом (график № 3 «Распределение количества пожаров по месяцам»):

январь – 186 пожаров (АППГ – 209);

февраль – 181 пожара (АППГ – 187);

март – 166 пожаров (АППГ – 153);

апрель – 161 пожар (АППГ – 191);

май – 239 пожаров (АППГ – 269);

июнь – 176 пожаров (АППГ – 208);

В среднем ежемесячно в Пермском крае происходило 185 пожаров. Наиболее «горимые» месяца I-го полугодия 2015 года стали январь и май, увеличение количества возникших пожаров в данные месяца по отношению к среднему показателю составило 0,5 % и 28,4 % соответственно.

 

Наименьшее количество пожаров произошло в апреле, отношение к среднему показателю составило 13,4 %.

За истекший период 2015 года в Пермском крае произошло 6 характерных пожаров (АППГ – 7 пожаров), на которых погиб 21 человек (АППГ – 17 человек), травмировано 1 человек (АППГ – 1).

Вместе с тем при исследовании данных пожаров были выявлены следующие недостатки:

не своевременная корректировка планшетов водоисточников и документов предварительного планирования действий;

отсутствие или неисправность систем записи радиообмена, что сказывалось на составлении достоверного протокола пожара и невозможность в короткие сроки правильно проанализировать действия участников тушения и РТП;

нарушение нормативных требований по работе звеньев ГДЗС (не выставление постов безопасности).

Оперативные группы Главного управления 24 раза выезжали для исследования пожаров с гибелью 2-х и более человек.

 

Дежурные караулы ГПС совершили  выездов по тревоге 10658 (АППГ – 10225 выезда), из них на тушение пожаров 1107 раз (таблица №1).

 

Таблица № 1. Сведения о количестве выездов по тревоге.

 

Виды выездов

2014

2015

 Пожар

1193

1107

Ложный

4163

4682

Прочие

1101

975

Авария/АСР

5

5

ДТП

1622

1628

Загорание

1885

2107

ЧП

3

17

Угроза тер

52

40

Лес

1

5

       

По сложности тушения пожары распределились следующим образом:

-         номер (ранг) пожара № 1 – 313 пожаров (АППГ – 361);

-         номер (ранг) пожара № 1 БИС – 372 пожара (АППГ – 400);

-         номер (ранг) пожара № 2 – 337 пожаров (АППГ – 348);

-         номер (ранг) пожара № 3 – 18 пожаров (АППГ – 17);

-         номер (ранг) пожара № 4 – 0 пожаров (АППГ – 1);

-         прочие (пожарную охрану не вызывали, ожоговые, по заявлению, потушено до прибытия) – 67 пожаров (АППГ – 68);

 

 К причинам и обстоятельствам гибели людей относятсясостояние алкогольного опьянения, оставление детей без присмотра, болезнь, преклонный возраст, инвалидность, состояние сна, интенсивное распространение огня и высокая температура на путях эвакуации, паника, неправильные действия пострадавших лиц, обрушение конструкций, прочие.

На пожарах в городах Пермского края погибло 66 человек, что составляет 37,5 % от общего количества погибших. В сельской местности погибло 82 человека, что составляет 62,5 %.

В муниципальном жилье погибло 26 человек, что составляет 17,6 %. В частном жилье 94 человек – 63,5 %. На прочих объектах погибло 28 человек, что составляет 18,9 %.

Пожары с гибелью людей, произошли:

- в дневное время – 68 пожаров, на которых погиб 83 человек;

- в ночное время – 50 пожаров, на которых погибло 65 человек.

На пожарах погибшие были обнаружены: в помещениях, где находился очаг – 71 погибших; в смежных помещениях с очагом – 20 погибших; под завалами – 47 погибших, не установлено – 10 погибших.

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что в основном люди гибнут в дневное время в сельской местности, в частном жилье, в помещениях, где находится очаг.

Пожары с групповой гибелью в основном происходят в ночное время, погибшие находятся в состоянии алкогольного опьянения. 

 Использование СИЗОД

За первое полугодие 2015 года из 1107 пожаров, с применением СИЗОД было потушено 929 пожаров (83,9 %). По сравнению с АППГ произошло уменьшение применения СИЗОД на 3 % от общего количества пожаров. Звеньями ГДЗС спасено 625 человек.

Пожары тушились:

одним звеном ГДЗС – 482 раз (АППГ – 536), общее время работы 4923 мин. (АППГ – 5570 мин.);

двумя звеньями ГДЗС – 256 раз (АППГ – 277 раз), общее время работы  5905 мин. (АППГ – 5563 мин.);

тремя и более звеньями ГДЗС – 191 раз (АППГ – 145 раз), общее время работы 11713 мин. (АППГ – 7774 мин.).

Исследуя пожары с использованием СИЗОД и гибелью людей, можно сделать вывод, что газодымозащитная служба в Пермском крае организована на «удовлетворительно».

Средние временные показатели тушения пожаров

Средневременные показатели в крае по сравнению с АППГ улучшились, за исключением одного показателя - среднее время подачи первого ствола (таблица 2 «Средние временные показатели тушения пожаров за I-ое полугодие 2015 года»):

-         время сообщения о пожаре 0,95 мин. (АППГ – 0,95 мин. (0%));

-         среднее время прибытия первого подразделения 7 мин. (АППГ – 7 мин. (0%));

-         подача первого ствола 0,95 мин. (АППГ – 0,9 мин. (5,56 %));

-         время локализации на 5,20 мин. (АППГ - 5,75 мин. (- 5,75 %));

-         время ликвидации открытого горения 5,95 мин. (АППГ – 6,15 мин. (- 3,25 %));

-         время тушения 11,15 мин. (АППГ – 11.9 мин. (- 6,30 %));

-         время ликвидации последствий пожара 25,75 мин. (АППГ – 39.8 мин. (- 35,30%)).

Средневременные показатели хуже краевых по трем позициям и более имеют:

Пермский МР, Усольский МР, Березовский МР, Ординский МР, Осинский МР, Ильинский МР, Нытвенский МР, Карагайский МР, Сивинский МР, Чайковский МР, Кочевский МР, Косинский МР, Добрянский МР, г. Пермь (Индустриальный, Ленинский, Мотовилихинский).

В лучшую сторону отмечаются следующие муниципальные образования: Юсьвинский МР, Лысьвенский ГО, Горнозаводский МР, Гремячинский МР, Гайнский МР.

 

 Таблица 2. Средние временные показатели тушения пожаров за I-ое полугодие 2015 год.

Район

время сообщения о пожаре

время прибытия первого подразделения

время подачи первого ствола

время тушения

время локализации

 

время ликвидации горения

время ликвидации пожара

 Ленинcкий р-н

1.0

5.5

0.9

19.6

10.9

8.7

18.7

 Индустриальный р-н

1.0

6.4

1.7

11.5

6.0

5.5

10.7

 Мотовилихинский р-н

1.0

7.2

1.3

16.2

9.1

7.1

15.5

 Дзержинский р-н

1.0

6.5

1.0

7.0

3.5

3.5

6.2

 Свердловский р-н

1.0

7.2

1.0

8.3

4.2

4.1

9.7

 Кировский р-н

1.0

6.3

1.0

9.4

5.0

4.4

14.2

 Орджоникидзевский р-н

1.1

6.5

0.9

8.6

3.6

5.0

18.7

 Пермский р-н

1.1

12.1

1.0

31.8

17.2

14.6

35.5

 Краснокамский р-н

1.0

7.6

0.9

9.2

3.8

5.4

12.1

 Александровский р-н

0.0

4.5

0.9

9.7

5.4

4.3

21.7

 Березники

1.1

6.8

0.8

4.1

2.1

2.0

19.3

 Соликамский ГО

1.1

6.1

0.8

6.8

3.2

3.6

25.1

 Усольский р-н

1.4

7.2

0.8

11.3

6.7

4.6

31.2

 Чердынский р-н

0.6

6.2

0.4

8.8

4.8

4.0

31.8

 Красновишерский р-н

0.6

4.4

0.8

7.3

3.8

3.5

28.0

 Лысьвенский ГО

0.2

5.1

0.9

6.1

2.3

3.8

18.3

 Гремячинский р-н

0.2

3.2

1.0

4.4

2.0

2.4

12.6

 Губахинский ГО

0.1

4.7

1.5

4.5

1.6

2.9

18.9

 Кизеловский р-н

0.1

4.3

1.1

3.3

1.0

2.3

10.8

 Горнозаводский р-н

0.3

6.4

1.0

6.3

2.0

4.3

15.1

 Кунгурский р-н

0.6

8.1

0.8

8.7

4.5

4.2

32.8

 Березовский р-н

0.9

5.7

0.9

11.0

6.0

5.0

62.8

 Ординский р-н

0.7

7.6

0.7

9.3

3.4

5.9

44.2

 Суксунский р-н

0.0

5.3

0.7

12.6

9.3

3.3

18.3

 Кишертский р-н

0.9

6.4

0.9

9.0

2.0

7.0

31.5

 Уинский р-н

1.3

6.0

1.0

8.3

3.3

5.0

24.3

 Чайковский р-н

2.1

5.5

1.1

11.6

3.9

7.7

16.5

 Куединский р-н

1.0

6.4

1.0

8.2

3.4

4.8

43.9

 Чернушинский р-н

1.0

6.8

0.8

6.1

2.5

3.6

30.2

 Октябрьский р-н

1.0

6.1

1.0

6.9

2.8

4.1

54.8

 Бардымский р-н

1.0

7.4

1.0

5.9

2.5

3.4

35.6

 Еловский р-н

0.8

4.0

0.8

2.6

1.6

1.0

2.6

 Частинский р-н

1.0

6.8

0.9

9.4

5.1

4.3

24.0

 Осинский р-н

2.0

7.0

0.8

11.0

2.8

8.2

50.3

 Оханский р-н

2.4

5.7

1.0

6.2

2.7

3.5

19.2

 Б.сосновский р-н

0.9

5.4

0.7

7.7

3.1

4.6

73.3

 Нытвенский р-н

2.2

7.4

0.9

9.1

3.9

5.2

33.5

 Очерский р-н

1.1

8.1

0.9

7.5

3.1

4.4

22.6

 Верещагинский р-н

1.0

6.6

1.0

7.4

3.1

4.3

29.1

 Сивинский р-н

1.0

7.0

0.8

12.6

6.0

6.6

43.8

 Чусовской р-н

0.1

4.5

1.0

6.6

2.4

4.2

46.1

 Добрянский р-н

1.0

8.8

0.9

11.4

5.1

6.3

18.7

 Ильинский р-н

0.8

6.8

1.0

17.0

5.8

11.2

38.6

 Карагайский р-н

1.1

6.6

1.0

16.4

5.4

11.0

49.4

 Кудымкарский р-н

0.8

4.9

1.0

9.2

3.1

6.1

22.2

 Юсьвинский р-н

0.9

6.6

1.0

4.9

2.3

2.6

6.7

 Юрлинский р-н

0.7

4.4

1.0

10.3

3.9

6.4

26.6

 Кочевский р-н

0.9

6.0

1.0

12.6

4.6

8.0

44.3

 Косинский р-н

1.0

7.8

1.0

10.8

2.5

8.3

39.3

 Гайнский р-н

1.0

3.8

1.0

5.9

2.3

3.6

10.4

ИТОГО

1.0

6.8

1.0

10.7

5.0

5.7

24.4

АППГ

1.2

7.0

0.9

11.6

5.6

6,0

38.9

+/- к АППГ,%

-16.67

-2.86

11.11

-7,76

- 3.77

-5,0

-37,28

Вывод:

Пермский территориальный пожарно-спасательный гарнизон готов к выполнению поставленных задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

 Предложения

         1.         В срок до 05.08.2015 довести анализ до всего начальствующего (руководящего) и личного состава подразделений пожарно-спасательных гарнизонов.

2.         Привести документацию пожарно-спасательных гарнизонов в соответствии   с действующими требованиями, в том числе изложенными в изменениях к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3.         Организовать деятельность аттестационных комиссий по направлению деятельности «организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» в соответствии с требованиями приказа Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 20.07.2015 № 404.

4.         Детально проводить анализ каждого пожара, произошедшего на закрепленной территории, разбор действий каждого должностного лица на пожаре и диспетчерского состава.

5.         Своевременно разрабатывать, согласовывать и утверждать документы                 в части касающейся разборов, описаний и исследований пожаров. Обеспечить их хранение в установленном порядке.

6.         Обратить внимание на составление должностными лицами подразделений ГПС актов о пожаре, своевременное их заполнение, проставление подписей членов комиссии и направление в подразделения надзорной деятельности.

7.         Своевременно проводить занятия по изучению и разбору пожаров вне закрепленного пожарно-спасательного гарнизона по информационным письмам МЧС России, Приволжского регионального центра МЧС России, Главного управления.

8.         До 15 декабря 2015 года разработать планы работы нештатных служб местных гарнизонов: управления, газодымозащитной, технической, связи, охраны труда, с последующим включением мероприятий в план гарнизонных мероприятий. В срок до 18 декабря совместно с планом гарнизонных мероприятий предоставить на утверждение планы нештатных служб местных гарнизонов.

9.         Обеспечить ежеквартально (до 30.09.2015 и 20.12.2015) подведение итогов деятельности нештатных служб, под руководством начальника гарнизона с постановкой задач и составлением протокола.

10.     Организовать своевременное обновление реестра всех видов пожарной охраны на территории пожарно-спасательных гарнизонов, доведение его до всех должностных лиц подчиненных подразделений и предоставление в Главное управление в установленном порядке.

11.     Не менее 1 раза в месяц проводить проверку деятельности дежурных смен СПиПАСР ЦУКС и СПТ ОФПС под руководством начальника территориального гарнизона (ЗНГУ по ГПС) и начальников местных гарнизонов (НОФПС) c оформлением протокола, при этом:

-        определять готовность работы штаба пожаротушения, навыки работы должностных лиц СПТ (управление силами и средствами гарнизонов (гарнизона) пожарной охраны, ведение расчетов, документации и т.д.) каждой смены;

-            заслушивать должностных лиц СПТ по выполнению функциональных обязанностей;

-     заслушивать диспетчеров территориального (местных) гарнизонов по выполнению функциональных обязанностей.

12.     Обеспечить должный контроль за проведением ПТУ, ПТЗ со стороны СПиПАСР ЦУКС (ОФПС) при этом:

-            иметь в СПиПАСР ЦУКС (ОФПС) соответствующие планы (графики), обеспечить их выполнение;

-            через диспетчеров гарнизона обеспечить правильность и полноту ведения радиообмена по ликвидации условного пожара;

-            довести до соответствующих должностных лиц ГПО выявленные замечания, установить контроль за их устранением.

13.     Начальнику УОПиПАСР организовать проверку местных пожарно-спасательных гарнизонов должностными лицами Главного управления в соответствии  с приказом МЧС России от 15.01.2014 № 12 «Об утверждении инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России», при этом:

-            результаты проверок доводить до всех подразделений Пермского территориального гарнизона пожарной охраны;

-            установить контроль за устранением выявленных недостатков.

14.     Организовать качественную работу комиссии по проведению служебных проверок по случаям нарушения ст. 76 Федерального закона от 22.08.2008 года          № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности в части превышения времени реагировании пожарных подразделений.

По результатам проверок готовить заключение с выводами и конкретными предложениями, направлять информационные письма в прокуратуру, главам муниципальных образований, руководителям организаций.

15.     При проведении ПТУ, ПТЗ:

-            по возможности обеспечить участие сотрудника территориального подразделения надзорной деятельности (в целях контроля за наличием и состоянием первичных средств пожаротушения, пожарных кранов, пожарной сигнализации, установок пожаротушения, эвакуационных путей, знанием персонала своих обязанностей при пожаре и т.п.);

-            проверять все имеющиеся источники противопожарного водоснабжения (согласно плана и карточки пожара), с установкой АЦ на водоисточник;

-            вносить соответствующие коррективы в планы и карточки тушения пожара;

-            отрабатывать различные способы спасения людей и подачи огнетушащих веществ;

-            отрабатывать привлечение и своевременное прибытие служб жизнеобеспечения, в соответствии с имеющимися соглашениями (совместными инструкциями) о взаимодействии;

-            ознакомиться с местами отключения (обесточивания путем резки) электроснабжения, газоснабжения объекта, технологическими особенностями объекта;

-            ознакомиться с местами наибольшего сосредоточивания людей (детей), их особенностями;

-            отрабатывать проведение разведки пожара в нескольких направлениях, в том числе и с включением в СИЗОД;

-            привлекать силы и средства согласно плана тушения пожара, Расписания выездов, в том числе работников (членов) ДПО, с постановкой конкретных задач;

-            отрабатывать порядок создания и работы оперативного штаба пожаротушения;

-            отрабатывать порядок сбора личного состава, свободного отнесения службы, порядок ввода в расчет резервной пожарной техники;

-            по окончании ПТУ, ПТЗ провести разбор со всем личным составом пожарных подразделений, персоналом объекта и привлеченными службами жизнеобеспечения.

16.     Организовать качественную специальную подготовку специализированных отделений по тушению пожаров:

-            в зданиях повышенной этажности;

-            по тушению пожаров на объектах с наличием АХОВ.

17.     Организовать привлечение личного состава (отдельных категорий работников) ППС субъекта, МПО, ВПО, ЧПО, ДПО:

-            к проведению совместных занятий в системе ШПОМ;

-            участию в совместных ПТУ, ПТЗ.

18.     В системе ШПОМ в обязательном порядке организовать изучение следующих тем:

-            порядка оказания первой помощи пострадавшим, с привлечением медицинских работников;

-            различных методов и способов спасения пострадавших на пожаре и самоспасания;

-            порядка определения решающего направления действий по тушению пожара;

-            различных способов подачи огнетушащих средств на пожаре.

19.     С водительским составом подразделений ГПС организовать ежеквартальное проведение занятий:

-            по знанию районов выезда подразделения, мест возникновения заторов и «пробок», состояния дорожных развязок;

-            по порядку (особенностям) проезда перекрестков, опасных участков дорог.

20.     В материалах разбора пожаров включать раздел по охране труда, в котором отражать выполнение (невыполнение) мер безопасности всеми участниками тушения пожара с конкретными выводами. Исключить копирование выводов из предшествующих пожаров.

21.     Обеспечить выполнение участниками тушения пожаров установленных требований по применению индивидуальных средств защиты:

-            наличие сертификата соответствия;

-            экипировка пожарного (специальная одежда и снаряжение);

-            наличие теплозащитного слоя одежды (теплоизолирующей подстежки).

22.     По итогам проведения проверок подразделений ФПС. организовать проведение анализа выполнения функциональных обязанностей должностными лицами ПЧ, ОФПС, Главного управления, в части определения должностных лиц допустивших нарушения требований нормативных документов МЧС России, ПРЦ МЧС России, Главного управления МЧС России по Пермскому краю, ОФПС.

23.     Личный состав подразделений, показывающий низкий уровень знаний по профессиональной подготовке, приказом переводить на ежедневный график работы, до устранения неудовлетворительных показателей.

24.     На всех пожарах, авариях, ЧС в обязательном порядке назначать ответственного за охрану труда.

25.     Обеспечить выполнение инструкций по охране труда при проведении технического обслуживания транспорта и его эксплуатации.

26.     В срок до 22.07.2015 откорректировать «Расписание выезда подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ».

27.     В срок до 12.08.2015 откорректировать «План привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров в Пермском крае».

  

 

Управление организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Пермскому краю

Экстренные телефоны:

С мобильного телефона
Единый номер вызова экстренных оперативных служб 112
С городского телефона
Единый номер пожарных и спасателей 01
Полиция 02
Скорая помощь 03
Аварийная газовая служба 04
Наверх